Шлифовка коленчатого вала своими руками – технология ремонта

Шлифовка коленвала – причины и технология ремонта

Как бы не боролись инженеры и конструкторы с силой трения, она пока является единственным фактором, приводящим к износу деталей. Именно из-за износа рабочей поверхности многочисленных подшипников скольжения многие автолюбители начинают изучать, как происходит шлифовка коленвала.

Учитывая, что процедура эта чрезвычайно сложна и ответственна, проводить её могут специально подготовленные работники при наличии соответствующего токарного оборудования. Водителю остаётся лишь усвоить причины, по которым приходится проводить обработку коленчатого вала, принимать меры к тому, чтобы за ремонтом двигателя приходилось обращаться как можно реже.

Для чего производится шлифовка коленвала

Коленчатый вал – это сложная по конфигурации деталь, которая преобразует возвратно-поступательные движения поршней в крутящий момент. Проще говоря, благодаря коленвалу автомобиль получает возможность ехать. Без этой детали не может работать ни один .

  • В коленвал закреплён в нижней части на пяти (и более) коренных подшипниках, количество шатунных подшипников соответствует количеству цилиндров.
  • Шатуны, связанные с поршнями также прикрепляются к эксцентрическим шейкам с помощью подшипников скольжения.
  • Коренные и шатунные подшипники – вот зона повышенного внимания автовладельца. Для того, чтобы подшипники выполняли свою работу, по скрытой системе смазки к ним подаются масло.
  • С течением времени происходит износ вкладышей и шеек, , мотор выходит из строя.

Вот для того, чтобы вернуть двигатель к жизни, но при этом не покупать новые детали, используется шлифовка коленвала.

Конструкция коренных и шатунных подшипников скольжения коленвала предполагает использование сменных вкладышей из специального сплава. Если износ достигает определенных пределов, следует разобрать мотор и установить новые вкладыши, которые будут чуть толще, чем, те, которые были установлены первоначально. Диаметр шеек, хотя и уменьшен из-за износа, но всё же, не позволяет установить сразу коленвал на новые вкладыши.

Следует сточить наружную поверхность шейки до такого диаметра, который позволит установить его с новыми ремонтными вкладышами. Процесс подгонки диаметра коренных и шатунных шеек под новые вкладыши и называется – шлифовкой коленвала. Изменение диаметра происходит на сотые и десятые доли миллиметра, а количество шлифовок ограничено количеством ремонтных размеров вкладышей.

Как шлифуют коленвал?

Хотя отечественные автомобили предоставляют владельцам неограниченные возможности при проведении самостоятельного ремонта, есть процедуры, которые физически невозможно выполнить в условиях даже хорошо оборудованного гаража. Так и шлифовка коленвала своими руками в условиях гаража невозможна, так как для этого необходимо сложное высокоточное токарное оборудование.

Кроме этого работник, выполняющий шлифовку должен пройти соответствующее обучение, а для качественного выполнения задания обладать достаточным опытом. Автовладелец в данном случае без дела не останется, так как ему следует выполнить следующие процедуры:

  • снять с двигателя всё навесное оборудование, включая и с маховиком;
  • извлечь двигатель из моторного отсека;
  • вскрыв поддон мотора, открутить крышки коренных и шатунных подшипников;
  • снять крышки с вкладышами и извлечь коленвал;
  • очищенный коленвал передают в руки токарю.

Для шлифовки используют специальный станок, который позволяет изменять ось вращения. Шлифовку начинают либо с шатунных шеек, либо с самых изношенных коренных. Измеряя максимально изношенную шейку можно определить размер, до которого придётся производить расточку. После балансировки и выстраивания шеек строго по оси вращения, наружная поверхность шеек протачивается до необходимого размера. После обработки коленвал обязательно вымывают, особенно смазочные каналы. Это участок работы, который вполне можно назвать шлифовкой коленвала своими руками.

Как можно продлить жизнь коленвалу?

Автовладельцы, которым приходилось на собственном опыте познать, как шлифуют коленвал, знают, насколько дорогостоящей может быть эта операция. Кроме того, приходится полностью разбирать мотор, что влечёт за собой дополнительные финансовые затраты. Даже при условии срочности ремонта, машина несколько дней ездить не будет, а в последующий обкаточный период должна эксплуатироваться очень осторожно. Для того, чтобы не вовлекаться в столь сложные ремонтные работы можно выбрать два пути: каждый раз покупать новый автомобиль, когда износ коленвала подходит к граничным пределам либо бережно эксплуатировать машину.

Во многом срок эксплуатации мотора зависит от самого водителя. Для того, чтобы как можно дольше не обращаться за помощью специалистов, следует выполнять простые правила:

  • бережно эксплуатировать машину, не допуская перегрева или работы на повышенных нагрузках;
  • своевременно менять моторное масло и фильтры, при этом заливать только такое, которое рекомендовано производителем автомобиля;
  • очень осторожно относиться к вопросу использования всевозможных присадок к маслу;
  • любой ремонт, связанный с проникновением в полость мотора доверять только квалифицированным сотрудникам.

Контролировать состояние коленвала можно по известным признакам, к которым относят давление в системе смазки и состояние моторного масла. Заботливый автовладелец за время эксплуатации авто может и не столкнуться с подобным видом ремонта двигателя.

Полировка коленвала своими силами

Кто нибудь держал в руках коленвал от среднеразмерного двигателя автомобиля? Не берем маленькие смешные микролитражки с моторчиками от садового триммера, а говорим о среднем классе автомобилей, ну например, типа Соляриса или Мазды-6? И как вы думаете, сколько весит такая железяка?

Так вот к чему. Практически каждый двигатель, подвергающийся косметическому ремонту, и разбираемый при этом до винтика, требует восстановления рабочих поверхностей шеек коленчатого вала — я еще не встречал практически ни одного мотора, имеющего средний пробег более ста тысяч км и не имеющего рисок или задиров на рабочей поверхности шеек коленчатого вала. И по этому поверхность шеек если и не нужно протачивать под следующий ремонтный размер, то уж шлифовать «под чистую» нужно обязательно. И для этого коленчатый вал необходимо отвезти в специализированную мастерскую, где его установят в специальный станок и произведут прошлифовку поверхностей шеек, упорных полуколец и зоны работы сальников. Оборудование для расточки и шлифовки валов достаточно громоздкое и дорогостоящее, по этому иметь его в каждом сервисе нецелесообразно, но и возить постоянно в спец. мастерскую тяжелые валы неохота.

Для таких целей (восстановительная шлифовка поверхностей шеек и рабочих зон коленвалов) было придумано и изготовлено мобильное (ручное) оборудование, которому нашлось применение и в других отраслях, где необходимо обработать (отшлифовать) выпуклые или цилиндрические поверхности деталей из различного материала — как металла, так и пластика, керамики, камня.

В нашем же случае (автосервиса) необходимость иметь такое устройство было продиктована четко определенной задачей — постоянно таскать в другие мастерские (на мех. завод) коленчатые валы от находящихся в ремонте двигателей и неудобно (напоминаю о том, что весят эти железки немало, и тем тяжелее, чем больше по объему двигатель. А если в ремонте находится двигатель даже легкого грузовика, то удовольствие тут ниже среднего); и еще одна причина — потеря времени на обработку, да и денег отдавать за то, что можно сделать самостоятельно, тоже неохота.
Ну так и вот.. был изготовлен универсальный по сути и оптимальный при работе инструмент — ручная ленточная шлифовальная машина сабельного типа. Практически из подручных материалов сварена металлоконструкция, напоминающая смычек, на которой были закреплены два ролика с «ложбинкой» на рабочей поверхности (с бортиками), один из которых сидел на жесткой оси, приваренной к «смычку», а второй — подвижный, с помощью которого можно натягивать установленную шлифовальную ленту. Приводит в движение ленту третий ролик, смонтированный на валу «болгарки» (углошлифовальной машинки), так же имеющего боковые ограничительные бортики. Электродвигатель машинки имеет ручку плавной регулировку скорости вращения, позволяющую изменять скорость движения ленты.

Итак, собрали конструкцию, установили и натянули абразивную ленту. Новая лента требует предварительной «приработки» на любой ненужной детали для устранения возможности повреждения царапинами ответственных поверхностей коленчатого вала.
Сам коленчатый вал установлен на подставках — призмах (имеющих V-образный вырез сверху) на пропитанных маслом прокладках из ветоши. Для равномерной обработки поверхности шеек необходимо поворачивать коленчатый вал с небольшой скоростью и равномерно, исключая работу ленты по одной точке. Для вращения можно использовать электромотор с редукторным приводом, понижающем обороты или, как собственно мы и сделали, мощный редукторный шуруповерт на максимально низких оборотах.
Помощник шуруповертом плавно проворачивает лежащий в призмах коленчатый вал, в то время, как шлифмашиной, при легком нажатии на деталь, на средних оборотах движения ленты прошлифовывается каждая шейка, по очереди, и рабочая зона сальникового уплотнения хвостовика.
Шлифовка шеек занимает в общей сложности порядка 6-7 минут, поверхность шеек имеет однородность и необходимую для работы шероховатость (для удержания на себе масляной пленки), после обработки коленчатый вал промывается, очищаются и продуваются внутренние каналы смазки — оставшийся образив с ленты, попав в рабочую зону трения вкладышей, может натворить немало бед. При осуществлении ремонта двигателя данная операция, произведенная на месте, экономит и деньги, и время — дожидаться возврата после обработки деталей из специализированного предприятия приходилось по нескольку дней! А теперь все быстро, красиво и не отходя от кассы. )))

Заинтересовавшимся описанным устройством можем помочь в приобретении уже готового оборудования, произведенного нами по Вашему индивидуальному заказу.

Технология шлифовки шеек коленчатого вала. Ремонт коленчатых валов.

Во время работы коленвала за период срока эксплуатации существует вероятность возникновения внутренних напряжений за счет старения металла, за счет постоянно действующих на него крутящих и изгибающих моментов, меняющейся температуры среды, при работе коленвала в условиях масляного голодания.

Шлифовка коленвала в ремонтный размер производится в случае износа шеек до размера меньше предельно допустимого (овальность и конусность не более 0,005 – 0,01 мм) или при наличии задиров и царапин на шейках вала (шероховатость поверхности шеек должна быть не более 0,00015 мм (Ra 0.15 мкм)) и в случае изгиба вала, превышающего предельно допустимый (0,02-0,03 мм).

Во время работы коленвала за период срока эксплуатации существует вероятность возникновения внутренних напряжений за счет старения металла, за счет постоянно действующих на него крутящих и изгибающих моментов, меняющейся температуры среды, при работе коленвала в условиях масляного голодания. Перед шлифовкой необходима проверка вала на изгиб и правка (рихтовка) вала, если прогиб больше предельно допустимого.

Также осуществляется проверка на изгиб носка коленвала и поверхности под сальник. Проверяется состояние поверхности под упорные полукольца. На некоторых иномарках упорные полукольца могут иметь ремонтный размер. Проверяется состояние подшипника первичного вала. В случае износа осуществляется замена.

Рекомендуется замена заглушек, чистка и мойка коленчатого вала перед шлифованием, и балансировка после шлифования.

После всех операций производится повторная проверка коленвала.

Качество шлифования коленчатого вала зависит от многих факторов. Некоторые из них могут показаться на первый взгляд несущественными: правильности установки станка, состояния станка, качества его наладки, состояния патронов, выбора зернистости и связки шлифовального круга, правильного выбора правящего инструмента (алмазного карандаша) для круга, выбора режимов правки круга, выбора режимов резания, выбора усилия поджима центра, выбора смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ), ее концентрации и т.д.

Porsche 944 › Бортжурнал › Точим коленвал в домашних условиях

Итак. В связи с экономическим кризисом было принято решение точить коленвал и изготавливать вкладыши в домашних условиях и своими руками.
Для работы нам понадобится:
1)Коленвал

2)Прямошлифовальная машина Dremel (для вырезания вкладышей)

3)Аллюминиевый уголок (из него мы будем делать вкладыши)

4)Наждачка (для снятия первого слоя материала)

5)Орбитальная шлифовальная машина (для полировки)

6)Мягкая ветошь (для протирки)

7)Рулетка (для проведения измерений)

8)Кот (для снятия статического напряжения)

Сначала с помощью наждачки снимаем около 100 микрон с каждой шейки коленвала. Количество снятого материала проверяем с помощью рулетки что бы остаться в допусках. Допуски можно посмотреть на сайте производителя.

После того как все шейки проточены их необходимо отполировать с помощью орбитальной шлифмашины. И протереть мягкой ветошью.

ВНИМАНИЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДАННЫХ РАБОТ ОБРАЗУЕТСЯ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО СТИТИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ! НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ЗАЗЕМЛЯТЬСЯ КОТОМ!

Переходим к изготовлению вкладышей.

На алюминиевом уголке делаем разметку будущих вкладышей.

Далее вырезаем их с помощью DREMEL. Гнуть лучше об коленку, так вы можете контролировать степень сгиба.

Далее обрабатываем их наждачкой, проводя замеры рулеткой.

НЕ ЗАБЫВАЕМ ЗАЗЕМЛЯТЬСЯ!

Вот что мы получаем в итоге.

Дальше все просто. Отправляем коленвал с вкладышами в духовку для усадки материала.

Как видите все довольно просто и не требует особых навыков.

Завтра будем устанавливать его на блок и пробовать заводить

На днях думаю выложу изготовление тормозных шлангов из гибкой подводки к раковине.

Цена вопроса: 150 ₽

Porsche 944 1988, 163 л. с. — своими руками

Машины в продаже

Porsche 944, 1983

Porsche 944, 1983

Porsche Cayenne, 2019

Porsche Cayenne, 2004

Смотрите также

Комментарии 118

Красавчик! весело, дёшево и главное работает)))

Все супер, все правильно
Так же желаю, только болгаркой

Чудней Ху, , , ни я не встречал.

Ох…ть…слов не подберу

Офицерской линейкой точнее было бы))))

Зачем я свой отдавал…

Вкладыши изготовлены не правильно! Надо положить их в постель блока и меткими и уверенными ударами молотка осадить для придания правильной формы!

Делал все именно так как написанно.Но при обкатке двигателя появились посторонние стуки и движок норовил выпрыгнуть. У меня был кот не такой расцветки как на фото.Может дело в нем?

Цвет и пушистость кота принципиальна! Иначе заземление проходит НЕПРАВИЛЬНО! Отсюда и проблема.

Хоспаде!Штожь я наделал то тогда?!Есть у Вас возможность переслать мне кота транспортной компанией? Просто почте России не доверяю-помнут кота и пушистость не будет той, которая необходима для максимального эффекта заземления.Пересылки оплачу полностью, в подарок проведу с котом экскурсии по городу-будет потом ему что вспомнить.

Переслать смогу не раньше лета… Такой кот сейчас многим нужен… У него график весь расписан.

Понимаю… С нетерпением жду кота с гастролей по РФ и странам СНГ. Но желательно не весной-март, весна, тепло, любовь-морковь, ему явно будет не до меня.Как сказал папа у Дяди Федора-был бы у меня такой кот, то я бы не женился.Прав был мужик!)))

РФ и СНГ слишком мелко… Он сейчас мастер классы по заземлению в Японии ведет. Как освободится дам вам знать. Но имейте ввиду у него «райдер» похлеще чем у некоторых звезд…

Рассказывали из пивных банок полоски под вкладыши подкладывали и авто ехало до покупателя, дальше понятно что было))

фольга, банки прекрасно подходят, много таких моторов долшо еще бегают(

Рассказывали из пивных банок полоски под вкладыши подкладывали и авто ехало до покупателя, дальше понятно что было))

не чего смешного дедовский способ сам недавно об этом узнал)))фальгу подкладывают и все ок)

Коленчатый вал: как будем ремонтировать? ч. 1

К сожалению, подобная практика «разделения труда» часто приводит к плачевному результату. Моторист, не проверив все должным образом, отдает на шлифовку коленвал, который не требует ремонта или, напротив, поврежден так, что уже не может быть качественно отремонтирован. Шлифовщик тоже «не отстает» от моториста и делает, как просят, главное, побыстрее. Далее коленвал «попадает» в двигатель практически без проверки, да и зачем проверять — моторист считает это обязанностью шлифовщика. А то, что после ремонта вал может иметь дефекты (биение, эллипсность и конусность шеек, дисбаланс), вроде и не волнует никого. Хотя нет, волнует — владелец автомобиля тысяч через . надцать пробега вспомнит моториста недобрым словом. А с того «как с гуся вода» — мол, все было сделано правильно, просто запчасти плохие подсунули.

Такая вот невеселая, но вполне типичная история. Конечно, и мотористы, и шлифовщики бывают разные. Чтобы избежать ошибок, и сделают все как надо, и проверят вал тщательно — известный принцип «доверяй, но проверяй» в таком случае работает как нельзя лучше.

А что и как надо проверять? Ответить на этот вопрос можно только обладая знанием технологии ремонта вала. Которая, в свою очередь, начинается именно с контроля.

С чего начать?

Проверка коленчатого вала перед его ремонтом несколько отличается от той, которую проводят при дефектовке или сборке двигателя. Конечно, и в том, и в другом случае проверяется геометрия вала, но в нашем случае от результатов проверки зависит выбор технологии ремонта.

Для проверки вал устанавливается на призмы крайними коренными шейками, а у средних с помощью стойки с индикатором измеряется биение. Проверяется также биение хвостовика и поверхностей сальников. Далее проводят тщательное измерение диаметров коренных и шатунных шеек. При этом обращают внимание на износ средней и крайних коренных шеек (он может быть повышен), а также на эллипсность шатунных шеек. Последнее измерение выполняют в нескольких плоскостях — при наличии эллипсности минимальный размер шейки обычно получается в направлении, сдвинутом на 20-40 о против вращения от плоскости, проходящей через радиус кривошипа. После этих измерений картина несколько проясняется.

Дальнейшие действия лучше проиллюстрировать на примере. Стало общепринятым, что шлифовать вал можно только в случае, если биение средних шеек относительно крайних не превышает 0,1 мм. Точнее, шлифовать-то можно и при большем биении, но тогда неизбежно возникновение дисбаланса, который после ремонта будет необходимо устранить. К сожалению, пока в отечественной ремонтной практике хорошо освоена лишь балансировка валов 4-цилиндровых рядных и оппозитных двигателей, а также рядных 6-цилиндровых и V-образных 12-цилиндровых. Остальные типы валов — 2-, 3- и 5-цилиндровых рядных двигателей, а также большинство 6- и 8-цилиндровых V-образных отбалансировать весьма и весьма проблематично. Поэтому при биении коренных шеек свыше 0,1 мм перед шлифовкой целесообразно вал править.

Если вал уже подвергался шлифовке, не исключено, что хвостовик и поверхности сальников несоосны коренным шейкам. Известны случаи, когда недобросовестные шлифовщики умудрялись так изуродовать вал, что биение на этих поверхностях становилось раз в десять (!) больше допустимого — более 0,1-0,15 мм. Если добавить сюда износ коренных шеек, а также их возможное взаимное биение, то при исправлении подобной «халтуры» вал, скорее всего, «не выйдет» в следующий ремонтный размер шеек. Тогда, прежде чем шлифовать, следует уточнить наличие вкладышей необходимого ремонтного размера. Кстати, такое уточнение необходимо для многих двигателей иномарок — ситуация, когда после шлифовки коленвала искомые вкладыши будут найдены лишь на бумаге каталога, не редкость.

Однако самая большая неприятность — это когда ремонтировать уже «нечего» — износ шеек превысил максимальное ремонтное уменьшение. Такой вал обычно выбраковывают, в крайнем случае восстанавливают шейки наваркой или наплавкой.

Валы с перегретыми после разрушения подшипников шейками желательно проверить на отсутствие трещин. Такая проверка обычно выполняется с помощью специальной установки — магнитного дефектоскопа. Глубокие трещины, уходящие в тело вала, — основание для выбраковки. Иногда такие трещины видны и невооруженным глазом.

Перед установкой вала в станке необходима еще одна проверка. Вал ставят в центрах и измеряют биение хвостовика и поверхности заднего сальника. Если биение превышает 0,01-0,02 мм, необходимо править центровые фаски вала, иначе шлифовать коренные шейки будет невозможно.

Существует несколько способов правки фасок — шабрением, притиркой и протачиванием.

Первый способ прост, но неудачен, т.к. из-за неправильной геометрии фаски качество шлифовки вала будет снижено (может появиться эллипсность коренных шеек). Второй способ точен, но слишком трудоемок — в токарном станке фаска притирается с помощью абразивной пасты к коническому притиру. Наилучшие результаты дает протачивание вала в токарном станке с использованием люнета.

Отметим, что если на большинстве европейских и японских валов «кривые» центровые фаски — редкость, то у американских встречаются довольно часто, причем некоторые валы даже не имеют фасок. Из отечественных двигателей отличаются «волговские» валы — при ремонте правка их центровых фасок оказывается обязательной.

И, наконец, последняя подготовительная операция — удаление заглушек и промывка внутренних каналов. Последняя операция обязательна — во внутренних каналах около заглушек скапливается значительное количество грязи. Стоит только пренебречь промывкой, как грязь обязательно испортит самую качественную шлифовку вала, и весь ремонт двигателя пойдет насмарку.

Итак, подготовка к работе завершена. Тем не менее, приступать к шлифовке еще рано, надо проверить шлифовальный станок.

Какой станок лучше?

Для шлифования коленчатых валов применяются специализированные шлифовальные станки с приспособлениями, позволяющими сместить ось коренных шеек относительно оси вращения вала в станке. Это необходимо для шлифования шатунных шеек.

Как показывает практика, результат ремонта вала во многом зависит не от модели шлифовального станка, а от его состояния. Поскольку дефекты станка, ошибки, небрежности и неточности при его наладке делают невозможным качественный ремонт вала. За примерами далеко ходить не надо.

Один из самых распространенных дефектов шлифовки — дробление, при котором поверхность шейки приобретает характерный «многогранный» вид. Причина этого дефекта обычно заключается в плохой подготовке шлифовального круга, когда его биение становится больше 3-4 мкм. К таким же последствиям может привести недостаточное натяжение ремней привода планшайбы передней бабки станка.

Еще один весьма распространенный дефект — несоосность центров передней и задней бабки. Это нетрудно проверить с помощью шлифованного стержня (скалки), установленного в центрах, и стойки с индикатором. Несоосность центров приводит к неправильной обкатке центровых фасок и эллипсности шеек вала, а если она обнаружена, то причина может быть, к примеру, в износе направляющих стола станка. Тогда ремонтировать надо не вал, а станок.

Очень важное значение имеет соосность патронов станка. Допустимое значение несоосности не должно превышать 0,04-0,05 мм на длине вала. Этот параметр обеспечивает параллельность осей шатунных и коренных шеек. Отметим, что он определяется состоянием станка, а измерить непараллельность шеек непосредственно на коленчатом валу невозможно.

При несоосности патронов вал, зажатый в них, вращается по очень сложной траектории, в результате чего шатунные шейки, расположенные попарно, после шлифовки оказываются на разных радиусах и сдвинутыми по окружности. Очевидно, двигатель с таким валом уже никогда не сможет работать ровно.

Непараллельность шеек проявляется при дальнейшей эксплуатации ускоренным износом шатунных вкладышей, особенно у их краев. А поскольку контролю этот параметр не поддается, то соосность патронов станка — вопрос доверия к шлифовщику.

Несоосность патронов нетрудно устранить протачиванием их кулачков в токарном станке при базировании по наружному диаметру патрона. Правда, иногда несоосность возникает из-за дефекта планшайбы передней или задней бабки. Но так или иначе, указанные дефекты должны быть устранены, иначе качество шлифовки вала будет резко снижено.

При наладке станка обязательно проверяется конусность шеек (не более 1-2 мкм). Этот параметр регулируется с помощью специальной конусной линейки станка и особенно важен при шлифовке валов с широкими шейками.

И, наконец, жесткость закрепления вала в станке: люфты в различных соединениях станка легко могут привести к дроблению или эллипсности шеек.

Наш анализ возможных дефектов и их причин показывает, как важно для обеспечения качественной шлифовки содержать станок в исправном состоянии и периодически проверять его. А это совсем не просто. Но анализ оказался бы не полным, если не отметить роль самого шлифовщика. Какой бы замечательный, новый и точный ни был станок, квалификация шлифовщика имеет решающее значение. Особенно, когда речь идет о «ловле» микронных размеров, биений, отклонений формы и расположения поверхностей. Более того, квалифицированный мастер «чувствует металл», видит, как ведет себя вал при шлифовке и при малейшем отклонении от нормы обязательно лишний раз проверит станок.

Итак, коленчатый вал проверен, станок налажен, можно шлифовать. Но о том, как это делается, читайте в наших будущих статьях.

Шлифовка коленвалов. В каких случаях необходимо производить шлифовку коленвала

Устройство двигателя внутреннего сгорания представляет собой сложный механизм. Все детали и узлы являются крайне важными и выполняют свою функцию во время работы двигателя. С определенным пробегом металлические узлы требуют восстановления до заводского состояния. Это, собственно, и называется «капитальный ремонт двигателя». Один из самых дорогостоящих узлов мотора — коленвал. Он же прежде всего и подвержен интенсивному износу. Разберемся, что же такое шлифовка коленвалов и когда она нужна.

Общая информация

Коленчатый вал — основной механизм кривошипно-шатунной группы двигателя внутреннего сгорания. Предназначен для преобразования поступательного движения во вращательное. Реализовано это с помощью сложной геометрии детали. Во время работы ДВС весь кривошипно-шатунный механизм (в дальнейшем КШМ) испытывает существенные нагрузки. Это инерционные нагрузки и давление газов в результате сгорания топливно-воздушной смеси в цилиндрах. В совокупности нагрузки имеют не постоянный, а переменный характер.

В связи с этим к изготовлению коленвала выдвигаются особые требования. Он должен быть устойчивым к температуре и износу. Но любая деталь, находящаяся длительное время под нагрузкой, может потребовать ремонта. В данном случае это расточка и шлифовка коленвалов. Давайте более подробно рассмотрим, что же это за процедура и как выполняется.

Вкратце о расточке коленчатого вала

Первично о неисправности данного узла можно узнать по характерному стуку ДВС. В процессе эксплуатации происходит неминуемый износ цилиндро-поршневой группы (ЦПГ), а также КШМ. Это приводит к люфтам и зазорам. В результате коленвал начинает стучать. Чтобы устранить зазоры, устанавливают ремонтные вкладыши, которые на 0,1-0,2 мм толще заводских. Но для их монтажа сначала нужно проточить коленчатый вал. С помощью данной процедуры наружный диаметр шейки колена подгоняется под размеры ремонтного вкладыша.

Для большинства автомобилей выпускается 4 размера ремонтных вкладышей. Это значит, что коленвал может быть проточен максимум 4 раза, после чего ДВС или же коленвал заменяются на новые. Расточка осуществляется квалифицированным специалистом на специальном оборудовании в несколько этапов. Самому выполнить такую работу можно только тогда, когда имеются необходимый опыт и инструмент.

Шлифовка коленвала: цена и важные моменты

Процесс достаточно сложный и требует большого опыта от специалиста. Крайне важно соблюдать технологию и понимать принцип работы КШМ. Стоимость шлифовки и проточки обычно высока. Но это вполне обоснованные траты, так как новый коленвал обойдется все равно на 40-60 % дороже. Многие автовладельцы наивно считают, что для шлифовки нужен лишь соответствующий станок, но это совсем не так. Если мастер без опыта или достаточной заинтересованности берется за такую работу, то это может привести к грубым ошибкам, которые выльются в проблемы практически сразу.

Хотелось бы более подробно остановиться на вопросе, а во сколько же встанет качественная шлифовка коленвала. Цена очень сильно изменяется в зависимости от марки автомобиля и установленного двигателя. Чем больше цилиндров, тем больше придется заплатить. Отечественный ВАЗ отремонтировать дешевле всего, а двигатели V8 — крайне дорого. Расценки на одну лишь шлифовку могут изменяться от 2000 рублей и до 15 000, а в некоторых случаях и выше.

Технология шлифовки

Как было отмечено ранее, процесс достаточно сложный и ответственный. Начинать шлифовку нужно со самого слабого места. В большинстве случаев это коренные или шатунные шейки. Особенно это касается шеек малого диаметра, не имеющих полноценного противовеса. Они изнашиваются в самую первую очередь. Если же восстановление раньше уже имело место, то начинать нужно с некондиционных точек. К примеру, с хвостовика коленчатого вала. Обусловлено это тем, что можно потерять параллельность шеек и все нужно будет переделывать.

Некоторые компании ведут сбор информации о моторах, шлифовка коленвалов которых не дала должного результата и ДВС быстро вышел из строя. Чаще всего причиной служит трещина, которая начинается от галтели в месте обработки и переходит в нетронутую шлифовкой область. Причина — некачественная работа специалиста. Особенное внимание стоит уделять современным форсированным двигателям.

Шлифовка шеек коленвала

Прежде всего используется станок для шлифовки коленвалов. В него устанавливается деталь. Необходимо, чтобы ось коленчатого вала проходила через одну шатунную шейку. Перед выполнением работы по шлифовке необходимо отбалансировать колено. Если это не сделать, то вскоре деталь деформируется и уже не будет подлежать восстановлению.

Выверка является одним из наиболее сложных, но в то же время важных моментов во время проведения работ. Если не поставить грузики и не достичь соосности, то качество ремонта будет на недостаточном уровне и наоборот. Во всех случаях круги для шлифовки коленвалов должны иметь меньший размер, нежели шейка. Также обязательным условием является и подача смазочно-охлаждающей жидкости, и глубина врезки, которая регулируется в диапазоне от 0,02 до 0,03 мм. Все эти детали специалист проводящий работы должен учитывать. Нюансов существует огромное количество, именно поэтому шлифовка коленвалов должна проводиться в соответствующем месте при наличии современного и исправного оборудования.

Подведем итоги

Мы уже немного разобрались с тем, как проводится шлифовка коленвала. Отзывы же о данных работах далеко не всегда носят однозначный характер. Кто-то благодаря высокой квалификации мастера остается крайне доволен качеством и сроками выполнения работ. Но не все специалисты относятся к своей работе добросовестно, а простому автомобилисту сложно понять визуально, правильно ли выполнены все этапы и получилось ли достигнуть желаемого результата. В любом случае необходимо ответственно подходить к выбору сервиса, где будет проводиться ремонт. Сегодня есть огромное количество тематических форумов, где собираются владельцы определенной марки автомобиля. Там можно и узнать, где и насколько хорошо выполняют те или иные виды работ на определенной СТО.

Шлифовка коленвала своими руками как это сделать?

Как бы не боролись инженеры и конструкторы с силой трения, она пока является единственным фактором, приводящим к износу деталей. Именно из-за износа рабочей поверхности многочисленных подшипников скольжения многие автолюбители начинают изучать, как происходит шлифовка коленвала.

Учитывая, что процедура эта чрезвычайно сложна и ответственна, проводить её могут специально подготовленные работники при наличии соответствующего токарного оборудования. Водителю остаётся лишь усвоить причины, по которым приходится проводить обработку коленчатого вала, принимать меры к тому, чтобы за ремонтом двигателя приходилось обращаться как можно реже.

Для чего производится шлифовка коленвала

Коленчатый вал – это сложная по конфигурации деталь, которая преобразует возвратно-поступательные движения поршней в крутящий момент. Проще говоря, благодаря коленвалу автомобиль получает возможность ехать. Без этой детали не может работать ни один мотор.

  • В блоке мотора коленвал закреплён в нижней части на пяти (и более) коренных подшипниках, количество шатунных подшипников соответствует количеству цилиндров.
  • Шатуны, связанные с поршнями также прикрепляются к эксцентрическим шейкам с помощью подшипников скольжения.
  • Коренные и шатунные подшипники – вот зона повышенного внимания автовладельца. Для того, чтобы подшипники выполняли свою работу, по скрытой системе смазки к ним подаются масло.
  • С течением времени происходит износ вкладышей и шеек, давление масла падает, мотор выходит из строя.

Вот для того, чтобы вернуть двигатель к жизни, но при этом не покупать новые детали, используется шлифовка коленвала.

Конструкция коренных и шатунных подшипников скольжения коленвала предполагает использование сменных вкладышей из специального сплава. Если износ достигает определенных пределов, следует разобрать мотор и установить новые вкладыши, которые будут чуть толще, чем, те, которые были установлены первоначально. Диаметр шеек, хотя и уменьшен из-за износа, но всё же, не позволяет установить сразу коленвал на новые вкладыши.

Следует сточить наружную поверхность шейки до такого диаметра, который позволит установить его с новыми ремонтными вкладышами. Процесс подгонки диаметра коренных и шатунных шеек под новые вкладыши и называется – шлифовкой коленвала. Изменение диаметра происходит на сотые и десятые доли миллиметра, а количество шлифовок ограничено количеством ремонтных размеров вкладышей.

Как шлифуют коленвал?

Шлифовка шатунных шеек коленвала

Хотя отечественные автомобили предоставляют владельцам неограниченные возможности при проведении самостоятельного ремонта, есть процедуры, которые физически невозможно выполнить в условиях даже хорошо оборудованного гаража. Так и шлифовка коленвала своими руками в условиях гаража невозможна, так как для этого необходимо сложное высокоточное токарное оборудование.

Кроме этого работник, выполняющий шлифовку должен пройти соответствующее обучение, а для качественного выполнения задания обладать достаточным опытом. Автовладелец в данном случае без дела не останется, так как ему следует выполнить следующие процедуры:

  • снять с двигателя всё навесное оборудование, включая коробку передач и сцепление с маховиком;
  • извлечь двигатель из моторного отсека;
  • вскрыв поддон мотора, открутить крышки коренных и шатунных подшипников;
  • снять крышки с вкладышами и извлечь коленвал;
  • очищенный коленвал передают в руки токарю.

Для шлифовки используют специальный станок, который позволяет изменять ось вращения. Шлифовку начинают либо с шатунных шеек, либо с самых изношенных коренных. Измеряя максимально изношенную шейку можно определить размер, до которого придётся производить расточку. После балансировки и выстраивания шеек строго по оси вращения, наружная поверхность шеек протачивается до необходимого размера. После обработки коленвал обязательно вымывают, особенно смазочные каналы. Это участок работы, который вполне можно назвать шлифовкой коленвала своими руками.

Как можно продлить жизнь коленвалу?

Автовладельцы, которым приходилось на собственном опыте познать, как шлифуют коленвал, знают, насколько дорогостоящей может быть эта операция. Кроме того, приходится полностью разбирать мотор, что влечёт за собой дополнительные финансовые затраты. Даже при условии срочности ремонта, машина несколько дней ездить не будет, а в последующий обкаточный период должна эксплуатироваться очень осторожно. Для того, чтобы не вовлекаться в столь сложные ремонтные работы можно выбрать два пути: каждый раз покупать новый автомобиль, когда износ коленвала подходит к граничным пределам либо бережно эксплуатировать машину.

Во многом срок эксплуатации мотора зависит от самого водителя. Для того, чтобы как можно дольше не обращаться за помощью специалистов, следует выполнять простые правила:

  • бережно эксплуатировать машину, не допуская перегрева или работы на повышенных нагрузках;
  • своевременно менять моторное масло и фильтры, при этом заливать только такое, которое рекомендовано производителем автомобиля;
  • очень осторожно относиться к вопросу использования всевозможных присадок к маслу;
  • любой ремонт, связанный с проникновением в полость мотора доверять только квалифицированным сотрудникам.

Контролировать состояние коленвала можно по известным признакам, к которым относят давление в системе смазки и состояние моторного масла. Заботливый автовладелец за время эксплуатации авто может и не столкнуться с подобным видом ремонта двигателя.

Шлифовка коленчатого вала, цена

Качество ремонта коленчатого вала автомобиля во многом определяет дальнейший ресурс двигателя и его технические характеристики. К примеру, квалифицированный ремонт кривошипно-шатунной группы может понизить расход топлива вплоть до уменьшения на 0,5-0,8 литра на сотню, увеличения мощности и, конечно, повысить ресурс мотора. Одной из важнейших операций по работе с коленвалом считается его шлифовка, о которой узнаем сегодня побольше.

Структура коленчатых валов и другие параметры

Что такое коленвал и для чего он там крутится, знают все, только не многие догадываются, какие нагрузки он испытывает и какие требования к его геометрии предъявляют мотористы и инженеры. Для приличия и наглядности приведём чертеж коленчатого вала и посмотрим на его элементы:

  • коренная шейка — основная опора вала, которая формирует ось его вращения;
  • шейка шатунная — место фиксации шатуна, на ней лежит вся нагрузка от работы одного цилиндра;
  • щека коленвала — несёт функцию балансира и связующего элемента между коренными и шатунными шейками;
  • передняя часть — на ней крепятся приводные шестерни газораспределительного механизма, шкивы для другого навесного оборудования, служит для дополнительного отбора мощности;
  • задний фланец — здесь крепится маховик, корзина сцепления;
  • балансиры, собственно, они же щеки.

Размеры коленчатого вала

Когда берут вал на ремонт, его диагностируют в два этапа, а вся диагностика сводится к тщательной проверке размеров:

  1. На этом этапе проверяют изгиб по оси коренных шеек. Для этого вал укладывают на стальные призмы и замеряют стрелочным микрометром на стойке от центральной шейки до крайних. Для легковых двигателей предельно допустимая норма не может быть больше 0, 005 мм, а для моторов грузовых автомобилей и сельхозтехники — не больше 0,01 мм, если у двигателя нет специфических требований к геометрии вала.
  2. На этом этапе начинается самое кропотливое и интересное — при помощи микрометра замеряют не только диаметры каждой из шеек, но и радиус кривошипа, а также радиусы галтелей шеек. Как это делается, показано на чертеже.

После замеров и получения определённых выводов о состоянии детали, вал проходит контроль на магнитном дефектоскопе. Эта операция делается для того, чтобы выявить наличие микротрещин, микроскопических задиров, раковин и сколов, а также других возможных дефектов. После магнитной дефектоскопии проводят контроль шероховатости каждой из шеек вала.

Ремонт коленчатого вала — нужна ли нам рихтовка

Ни один уважающий себя моторист не станет прибегать к рихтовке, если есть возможность выйти на ремонтные размеры шеек вала только шлифованием. Даже в случае, когда вал заезжен до смерти, его все равно стараются восстанавливать без применения рихтовки, а чугунные валы вообще не рихтуются. Тем не менее в особых случаях рихтовку всё-таки проводят по двум методикам — на сжатие и на растяжение. В холодном виде рихтовать вал бесполезно, чтобы молекулы получили определённую гибкость, но не потеряли прочность, вал прогревают до 110-120 градусов и рихтуют на специальном прессе. Однако валы могут рихтоваться только в том случае, когда другими способами восстановление ремонтных размеров шеек невозможно, а на двигателях с наддувом коленвал вообще не рихтуют.

Шлифовка и доводка вала

Шлифовка коленчатого вала цена операции представлена в таблице для разных двигателей, проводится уже после наплавки дополнительного металлического слоя на коренные и шатунные шейки для восстановления ремонтного размера.

Наваривают шейки тремя способами — дуговой сваркой, лазерной, плазменной и электроконтактным способом. Последний метод самый прогрессивный, поскольку наваривая шейку так, она практически не деформируется, а кроме того, наплавленный слой отличается однородностью. Правда, наплавка таким методом стоит дороже всего, но результат того стоит.

Когда поверхность шеек восстановлена, при помощи шлифовки начинают выводить их на ремонтный размер. Как видно из таблицы, шлифовка вала не самое дешёвое удовольствие по той причине, что нормальные мастера шлифуют валы только в центрах, не прибегая к зажимным кулачкам и патронам, поскольку толку от такой шлифовки нет. Дело в том, что предугадать смещение кулачка в патроне практически невозможно, а соосность центров выверена идеально. К тому же когда вал шлифуется в станке, на него действует тормозное усилие от бабки, поэтому после извлечения из станка он может показать совершенно другую геометрию.

При шлифовке вала учитывается масса факторов — и направление вращение коленвала в двигателе, и усилие, приложенное во время шлифовки, и даже шероховатость поверхности, проверить которую можно только специальными приборами. Финальным этапом шлифовки будет обработка поверхности щеки под упорные полукольца. В этом случае размеры вычисляются для каждой модели двигателя индивидуально. Финальной стадией ремонта коленвала буде его балансировка на специальном оборудовании, балансировка начинается с самого вала, на него постепенно навешиваются шкивы, маховик, корзина сцепления и проводится балансировка вала в сборе по меткам. После проведения балансировки в сборе, как правило, мощность мотора увеличивается до 17%, расход падает на 5-8%, исчезает вибрация и появляется устойчивая и равномерная работа мотора во всех диапазонах. Ремонтируйте коленвал правильно и долгого пробега вашему мотору!

Ремонт коленвала

Коленчатый вал представляет собой одну из самых важных и дорогостоящих деталей силового агрегата внутреннего сгорания. Конструктивно он представляет собой деталь, состоящую из коренных и шатунных шеек, которые соединяются щеками. Выполнить ремонт коленвала своими руками практически невозможно. Исключением могут быть случаи, когда вы обладаете соответствующей квалификацией, и в вашем гараже имеется специальное профессиональное оборудование высокой точности. Основная часть операций предполагает использование специализированных станков. В данной статье мы рассмотрим список ремонтных работ коленчатого вала, опишем основные проблемы и методы их решения.

Виды ремонта коленвала

Перед тем как приступить к выполнению непосредственного ремонта, нужно уделить внимание диагностике и проверке всех сопутствующих узлов и агрегатов двигателя. Ремонт коленчатого вала включает следующие операции:

Шлифовка коленвала может выполняться только квалифицированным специалистом на профессиональном высокоточном токарном оборудовании. При выполнении операции допускаются погрешности в пределах 0,015 мм от заданных параметров. Перекос осей шеек для максимально эффективной работы шатунных подшипников не должен превышать диапазон 0,03-0,05 мм. Допустимые погрешности при калибровке формы по устранению овальности и конусности шеек коленвала соответствуют величинам в пределах 0.005 мм. Чтобы сберечь вышеописанную точность, нужно выполнять обработку только на специальном оборудовании, которое доступно в авторемонтных мастерских.

Шлифовка поверхности под сальником позволяет значительно продлить его ресурс работы. Для данной операции также требуется специальное высокоточное оборудование. Допустимое биение поверхности как под задний, так и передний сальник не должно превышать значение в 0,01 мм. Уровень шероховатости не должен превышать значение Ra равное 0,16 мкм.

Как правило, рихтовка коленвала производится при наличии значительных дефектов на поверхности детали. Если деформация поверхности превышает 0,07 мм, необходимо выполнить обработку на специальном прессовочном оборудовании. Чаще всего данные проблемы появляются вследствие неоднократного перегрева подшипников. При максимальных нагрузках их значение может превышать величину в 0,2 мм, а иногда оно может быть около 1.0 мм. В результате чрезмерного нагрева происходит деформация оси коленвала, вследствие чего также искажаются все поверхности. Рихтовка позволяет уменьшить дефекты до 0,05-0,08 мм. Последующая операция шлифовки сводит их к минимуму.

Ремонт шкива коленвала, как правило, предполагает тщательную очистку детали. При поломке или возникновении каких-либо дефектов, выполняется замена шкива.

Чистка каналов

Чистка масляных каналов и замена заглушек является обязательной процедурой. Эти сегменты демонтируются и подвергаются тщательной очистке. Наиболее эффективным способом считается продувка под большим давлением сжатым воздухом. Такая процедура позволяет достичь максимальной чистоты каналов подачи масла, тем самым повысить надёжность системы. В завершение устанавливаются новые заглушки.

Замена подшипника

Замена подшипника даёт возможность повысить надёжность работы КПП. Он представляет собой опорный элемент для первичного вала КПП. В изношенном состоянии эта деталь издаёт шумы при работе, что вызывает дополнительный дискомфорт.

Обработка поверхности для упорных полуколец. Износ данной поверхности является неизбежным дефектом, который возникает в процессе длительной эксплуатации автомобиля. Такая деформация вызывает увеличенное осевое смещение вала, из-за чего значительно возрастает нагрузка на ШПГ (шатунно-поршневую группу). В процессе каждого выжима сцепления система получает разную нагрузку. В итоге происходит преждевременный износ ремня или цепи ГРМ. Это в конечном результате сказывается на ресурсе силового агрегата. После этой процедуры необходимо установить новые полукольца в соответствии с изменёнными размерами.

Полирование шеек является немаловажной операцией, которая позволяет достичь высокой чистоты поверхности. Тем самым обеспечивается максимальная работоспособность системы и отсутствие малейших сбоёв. Полировка также позволяет значительно снизить износ вкладышей. При этом ремонтные вкладыши коленвала заменяются при соответствующем износе.

В процессе эксплуатации коленвала происходит постепенное изнашивание масляной накатки. Исправить данный дефект можно только полным её восстановлением. Для достижения максимального результата процедуру рекомендуется выполнять на специальном станке.

Балансировка

Балансировка коленчатого вала проводится после исправления значительных деформаций или при обнаружении существенного биения посадочной поверхности под маховик по отношению к коренным шейкам. Есть ряд силовых агрегатов, в которых данная процедура является обязательной. Это могут быть моторы, для которых балансировка коленвала производится вместе с маховиком и корзиной.

Вышеописанная информация представляет собой ряд советов и рекомендаций, после прочтения которой, вы будете иметь общее представление об этапах и объёмах ремонта коленчатого вала.

Технология No14

Лабораторная работа № 14 ШЛИФОВАНИЕ ШЕЕК КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ

ПОД РЕМОНТНЫЙ РАЗМЕР

Целью работы является:

1) изучение технологического процесса восстановления коронных и шатунных шеек коленчатых валов автомобильных двигателей способом шлифования под ремонтный размер;

2) ознакомление с конструкцией станка модели ЗА423 для шлифования коренных и шатунных шеек коленчатых валов;

3) приобретение практических навыков по настройке оборудования и работе на станке при шлифовании коленчатых валов.

2. Общие сведения и указания по работе

Коленчатые валы большинства автомобильных двигателей наготавливаются из стальных заготовок, полученных горячей штамповкой из сталей 45 и 50 (ЗИЛ-130, ЯМЗ236/238), HR С Э 52—62, стали 42ХМФ-Ш (К-740, НV не менее 600) или литьем из высокопрочного чугуна (ЗМЗ-53, ЗМЗ-24, ВАЗ), Н R С Э 50.

Коренные и шатунные шейки подвергают поверхностной закалке с нагревом ТВЧ на глубину 3—6 мм.

Коленчатый вал в процессе работы двигателя подвергается действию циклических нагрузок от давления и сил инерции поступательно движущихся и вращающихся частей. Неравномерность нагрузок в течение цикла и их периодическая повторяемость вызывают неравномерный износ и искажение формы шеек по окружности. При этом шатунные шейки изнашиваются больше со стороны, обращенной к оси коренных шеек вала, так как они основное время работы находятся под действием инерционных нагрузок.

Основной причиной неравномерности износа шатунных шеек по длине (конусность) является абразивное действие наиболее крупных механических частиц, которые при выходе масла из отверстия для смазки отбрасываются центробежными силами к внешней стороне наклонно расположенного масляного канала. Для уменьшения количества механических частиц в масляном зазоре и повышения долговечности в коленчатых валах современных двигателей устраивают грязеуловители, закрываемые пробками.

Кроме того, на неравномерность износа шеек оказывает влияние деформация коленчатого вала, которая приводит к нарушению перпендикулярности осей цилиндров к оси вала и ухудшению условий смазки.

Долговечность коленчатых валов определяется ресурсом шатунных шеек, износ которых в среднем на 30—40 % больше, чем коренных.

Изношенные шейки коленчатого вала восстанавливаются шлифованием под ремонтный размер с последующим суперфинишированием или полированием до получения требуемой шероховатости поверхности.

Шейки коленчатых валов, вышедшие за пределы последнего ремонтного размера, восстанавливают механизированной наплавкой под флюсом или напылением с последующей механической обработкой. После механической обработки шеек целесообразно поверхностное упрочнение галтелей пластическим деформированием.

Восстановление шеек коленчатых валов возможно также гальваническими покрытиями (струйным хромированием или железнением), однако эти способы в практике авторемонтного производства не получили широкого распространения.

3. Содержание работы

В процессе выполнения работы студент должен:

1) изучить правила техники безопасности на рабочем мосте для шлифования коленчатых валов;

2) ознакомиться с конструкцией станка ЗА423, изучить органы управления, принцип работы и правила настройки станка;

3) произвести настройку станка на шлифование двух шатунных шеек,

расположенных в одной плоскости (по указанию преподавателя) и прошлифовать их до ближайшего ремонтного размера;

убрать рабочее место, сложить инструмент и сдать учебному мастеру;

составить отчет по установленной форме и сдать преподавателю зачет по

4. Организация рабочего места

На рабочем месте размещается следующее оборудование и инструмент:

шлифовальный станок модели ЗА423 для шлифования коленчатых валов;

2) шаблоны для установки шатунных шеек в горизонтальной и вертикальной плоскостях;

3) приспособление для правки шлифовального круга и люнеты;

4) коленчатый вал, подлежащий шлифованию;

микрометры с пределами измерения 25—50, 50— 75

индикатор часового типа с пределами измерения 0—5

7) специальный ключ для закрепления коленчатого вала в трехкулачковом патроне;

8) гаечный ключ на 18 мм;

9) эталоны шероховатости;

10) штангенциркуль с ценой деления 0,02 мм;

11) технические условия на восстановление коленчатых валов;

12) обтирочный материал.

5. Устройство и принцип работы станка ЗА 423

Станок модели ЗА423 предназначен для шлифования коренных и шатунных шеек коленчатых валов автотракторных двигателей на авторемонтных предприятиях. На нем можно производить также шлифование цилиндрических поверхностей и конических поверхностей с небольшим углом уклона.

Управление станком — электромеханическое, гидравлическое и ручное. Общий вид и органы управления станком представлены на рис. 14.1.

Кинематическая схема станка приведена на рис. 14.2.

Рис. 14.1. Общий вид и органы управления станком ЗА423:

1 — рукоятка фиксатора планшайбы передней бабки; 2 — рукоятка переключения числа оборотов двухскоростного двигателя; 3 — маховик ручного перемещения стола; 4 — рукоятка гидравлического перемещения стола; 5 — рукоятка крана системы охлаждения; 6 — индикатор осевого перемещения шпинделя шлифовальной бабки; 7 — маховик поперечной подачи шлифовального круга; 8 — маховик осевого перемещения шпинделя шлифовальной бабки; 9 — рукоятка быстрого подвода и отвода шлифовальной бабки; 10 — рукоятка фиксатора планшайбы задней бабки; 11 — рукоятка отвода пиноли; 12 — маховик поджима центра; 13 — винт поворота верхнего стола; 14 — индикаторное устройство поворота стола; 15 — механизм перемещения задней бабки по столу; 16 — упор реверса стола; 17 — кнопки «Изделие пуск — стоп»; 18 — выключатель освещения; 19 — электропереключатель «Автоматическая работа»;

20 — кнопка «Изделие— проворот»; 21 — рукоятка блокировки перемещения стола при врезном шлифовании; 22 — рукоятка регулирования подачи при врезном шлифовании; 23 — кнопка «Общий стоп»; 24 — рукоятка регулирования скорости гидравлического перемещения стола; 25 — кнопка «Включение шлифовального круга и гидронасоса»

Посредством ряда кинематических цепей и гидравлической системы в станке осуществляются следующие движения: вращение шпинделя шлифовальной бабки; вращение изделия; ручная поперечная подача; быстрый гидравлический подвод и отвод шлифовальной бабки; гидравлическая подача шлифовальной бабки на врезание; ручное перемещение стола; гидравлическое перемещение стола; осевое ручное перемещение шпинделя шлифовальной бабки; осевое ручное перемещение пиноли задней бабки.

Шпиндель 9 передней бабки 10 (рис. 14.2) смонтирован на шарикоподшипниках 1 и 2 и приводится во вращение от электродвигателя 11 через шкивы клиноременной передачи 12 и звездочки цепной передачи 13.

К планшайбам передней 10 и задней 14 бабок прикреплены трехкулачковые самоцентрирующиеся патроны, которые при помощи винтовых механизмов могут передвигаться в радиальном направлении по планшайбам в пределах возможных

изменений радиуса кривошипов шлифуемых валов (от 0 до 110 мм). Планшайбы передней и задней бабок фиксируют в двух диаметрально противоположных положениях с помощью фиксаторов, управляемых рукоятками.

Рис . 14.2. Кинематическая схема станка ЗА 423:

Ссылка на основную публикацию